Как реализовать методику Монтессори дома?

Для реализации метода Монтессори в домашних условиях важно создать обстановку, когда ребёнок сможет сам выполнять большое количество повседневных задач: одеваться, кушать, убирать игрушки, чистить зубы и так далее.

Принципы организации Монтессори-среды

Домашняя среда Монтессори не сводится только к игрушкам и детской комнате. Родителям нужно продумать каждую зону дома.

- В прихожей: установите вешалки ниже, маленькие скамеечки для обуви.

- В ванной: разместите низкую раковину или подставку, детские полотенца.

- На кухне: низкие полки с детским посудой, безопасные ножи.

- В детской: мебель по росту ребёнка, доступные игрушки на открытых полках.

- В гостиной: уголок для чтения с низкими полками и креслами.

Так ребёнок почувствует себя самостоятельным и уверенным.

Зоны Монтессори-пространства

Монтессори-среда разделена на различные зоны, каждая из которых предназначена для конкретных видов деятельности и навыков. Ключевым принципом является четкое разграничение зон, чтобы ребенок мог легко ориентироваться и сосредотачиваться на текущем занятии без отвлекающих факторов

  1. Зона спальни: мягкий коврик для игр и отдыха предоставляет уютное пространство для перерывов и расслабляющих занятий, таких как чтение, игры с куклами или сортировка предметов
  2. Рабочая зона: стол и стул подходящей высоты, подобранные в соответствии с ростом ребенка, создают удобное и эргономичное рабочее пространство для занятий по чтению, письму и развитию сенсорных навыков.
  3. Игровая зона: различные игрушки, пазлы и конструкторы стимулируют логическое мышление, координацию движений, решение проблем и творческое самовыражение.
  4. Сенсорная зона: тактильные, слуховые, зрительные и обонятельные материалы, такие как текстурированные мячи, колокольчики, наборы цветных карточек или ароматические масла, развивают sensor experiences awareness - восприятие и осознание ребенком сенсорных ощущений.
  5. Материнская поддержка: руководство и поощрение. Взрослые играют неотъемлемую роль в создании благоприятной Монтессори-среды. Их вовлечение и поддержка дополняют тщательно организованное пространство.
    • Руководство и наблюдение: взрослые ненавязчиво наблюдают за детьми, предлагая помощь и руководство только при необходимости, позволяя им самим исследовать и учиться.
    • Поддержание интереса: взрослые поддерживают интерес детей к окружающему миру, обеспечивая разнообразие материалов, игрушек и занятий в соответствии с их меняющимися потребностями и интересами.
    • Поощрение самостоятельности: они поощряют детей становиться независимыми, выполняя задачи самостоятельно, обеспечивая доступ к необходимым материалам и при необходимости предлагая ненавязчивую поддержку.

Практическая жизнь

Для всестороннего развития ребенка в доме должны быть различные Монтессори-зоны: практическая, сенсорная, математическая, языковая и космическая. Каждая из них способствует гармоничному росту и познанию мира малышом.

Практическая зона позволяет ребенку освоить множество полезных навыков, таких как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, мытье посуды, чистка обуви и другие. Наполнение этой зоны может включать бизиборды, шнуровки, посуду, инструменты для уборки помещения (тряпки, щетки, веник, совок), лейку для полива растений, тазик с прищепками. Несмотря на простоту этих предметов, они становятся для дошкольников важными учебными пособиями, помогая сформировать любовь к порядку, самостоятельность и уверенность в себе. Родители часто недооценивают значимость этой зоны, но специалисты считают ее одной из ключевых для развития личности ребенка.

Сенсорная

Монтессори-зона "Сенсорика" играет важную роль в познании ребенком окружающего мира через органы чувств. Материалы для наполнения этой зоны должны быть подобраны таким образом, чтобы развивать один из сенсорных органов, изолируя при этом остальные. 

Для развития цветового восприятия подойдут конструкторы с разноцветными блоками или кубиками, пирамидки. Формирование слуха можно тренировать с помощью простейших музыкальных инструментов (ксилофон, металлофон), а также шумовых баночек с крупой, солью, бобовыми. Тактильные ощущения дети могут развивать, исследуя различные ткани (шелк, шерсть, трикотаж), шероховатые таблички, мешочки с крупами, кинетический песок. 

Для развития стереогностики (восприятия объема) подойдут сортеры с основанием в виде контейнера, рамки-вкладыши, разные по вместимости бутылочки с крышками. Обоняние можно тренировать с помощью баночек со специями, а температурные ощущения - работая с емкостями с горячей, холодной водой и льдом.

Первые упражнения на развитие сенсорики можно начинать с ребенком в возрасте от года или даже немного раньше.

Математическая

Монтессори-зона "Математика" направлена на обучение детей цифрам. Для наполнения этой зоны потребуются такие материалы, как палочки, прищепки и игрушки с изображенными на них цифрами, например, домино, лото, конструкторы, шнуровки-бусы.

Дети, занимающиеся по системе Монтессори, отличаются хорошей математической подготовкой при поступлении в школу. Они легко осваивают счет до 1000, свободно выполняют такие операции, как сложение, вычитание, деление и умножение, а также понимают понятия "доли" и "дроби".

Благодаря разнообразным материалам в Монтессори-зоне "Математика", дети имеют возможность систематизировать свои знания, закрепить навыки счета и простейших вычислений, что способствует успешному освоению математики в дальнейшем.

Языковая

Монтессори-зона "Языковая" играет важную роль в развитии речи и подготовке к обучению чтению и письму. Она предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет), у которых пробуждается интерес к буквам.

Для наполнения этой зоны можно использовать разнообразные материалы: настольные игры для развития речи (лото, домино), музыкальные инструменты для тренировки фонематического слуха, наборы кубиков с буквами, детские книжки (азбуки), набор букв из разноцветного материала разной текстуры, а также световую песочницу или ящичек с манкой для рисования элементов букв.

Все эти материалы направлены на обучение чтению и письму, расширение словарного запаса, а также помощь в освоении правильного произношения звуков. Благодаря доступности и разнообразию игровых пособий, дети активно вовлекаются в процесс познания языка, что способствует их гармоничному развитию и подготовке к дальнейшему обучению.

Монтессори-подход к организации языковой зоны позволяет создать благоприятную среду для свободного исследования детьми букв и звуков, что, в свою очередь, повышает эффективность и увлекательность занятий по развитию речи.

Космическая (представления об окружающем мире)

Монтессори-зона "Космическая" призвана расширять кругозор детей и обогащать их знания в областях географии, биологии, истории, науки и техники. 

Для оснащения этой зоны можно использовать разнообразные материалы, такие как географические карты, глобусы, телескопы и микроскопы, энциклопедии и словари, бизиборды с календарями и часами, тематические домино и лото, а ещё наборы для проведения научных опытов.

Нужно создать богатую и разнообразную Монтессори-среду и помочь ребенку взаимодействовать с этими материалами, работать с каждым из них самостоятельно. Важно предоставить ребенку действовать по своему усмотрению и мягко направлять его.

Такой подход позволяет развивать у детей познавательный интерес, исследовательские навыки, а также формирует самостоятельность и уверенность в своих силах. Таким образом, Монтессори-зона "Космическая" становится важным элементом в комплексном развитии ребенка.

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Мария Монтессори в своих исследованиях обнаружила, что дети больше заинтересованы в тех действиях и предметах, которые связаны со взрослой жизнью. Для них очень важно, чтобы среда максимально приближалась к настоящей. В детской можно разместить всевозможные баночки, коробочки и другие предметы, с которыми ребенок может взаимодействовать самостоятельно. Это может быть переливание воды, нанизывание бусин, резание бумаги, вытирание пыли и другие повседневные действия.

В Монтессори делается особый упор на развитие мелкой моторики. Поэтому стоит включить игры с пуговицами, пинцетами, прищепками и теми материалами, которые способствуют тренировке ловкости и координации движений пальцев рук.

Всё это позволяет максимально использовать детскую любознательность и вызвать интерес к реальным предметам и действиям. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребенка и формированию его самостоятельности.

Контакты
+7(915) 254-53-52 enlapteva-mc@mail.ru Москва, 5-я Парковая дом 37а
Записаться