Система Монтессори – что это такое? Плюсы и минусы метода, принципы методики

Открытия, сделанные М.Монтессори, представили человечество в новом свете. Мы лучше, чем мы думали-по меньшей мере-наши дети. А если дети могут быть такими, то почему со временем не могут появиться такие подростки, а в итоге -взрослые? (Эдвин М.Стендинг). Метод Марии Монтессори уникален и проверен временем. В основе ее подхода лежит идея использования предметно-развивающей среды с ее уникальным дидактическим материалом, специально подготовленный учитель, метод презентаций и упражнений, индивидуальный подход, каждый ребенок развивается в своем темпе, главное — это мотивация, самостоятельность в обучении. Важно, чтобы ребенок смог провести самостоятельное исследование, не только с помощью презентации от педагога, а умел самостоятельно работать, делать свои открытия в исследовании мира. Преимущества метода Монтессори включают в себя развитие у детей независимости и ответственности, чувства уверенности и высокой самооценки. Этот метод также развивает воображение и помогает формировать устойчивые навыки.

История появления методики Монтессори

Мария Монтессори, которая родилась в 1870 году, в Италии, Мария создала материалы для обучения, которые помогали развивать навыки в разные возрастные периоды. Монтессори применяла этот метод не только к ребятам с особыми нуждами, но и к обычным ученикам. Возглавляя Ортофренический институт, она обучила учителей работать с детьми по ее методике и провела успешный эксперимент, продемонстрировавший, что ее подход эффективен даже для нормально развивающихся детей.

Ключевой особенностью методики являются сенситивные периоды - определенные возрастные временные интервалы, когда дети естественно и легко усваивают определенные навыки и знания.

Что такое сенситивные периоды? Сколько их?

Монтессори выделила шесть основных сенситивных периодов:

  1. Период формирования порядка (0-3 года) - важная фаза для развития навыков организации и регулярности.
  2. Период развития двигательных навыков и действий (1-4 года) - когда необходимо активно развивать координацию и мышцы.
  3. Период развития чувств (0-5,5 лет) - время, когда дети узнают мир через звуки, запахи и осязание.
  4. Период восприятия мелких предметов (1,5-5,5 лет) - улучшение мелкой моторики через работу с разнообразными материалами.
  5. Период развития речи (0-6 лет) - важно обогащать языковые навыки детей различными способами.
  6. Период развития социальных навыков (2,5-6 лет) - дети учатся общаться и взаимодействовать с другими. Важно помогать им развиваться, а не принуждать к поведению.

Основные принципы методики

Понимание и использование этих сенситивных периодов лежит в основе эффективности метода Монтессори, позволяя детям естественно и легко усваивать необходимые знания и навыки.

Центральные принципы методики включают в себя следующее:

  1. Отсутствие критики и запретов. Ученики могут делать ошибки в процессе обучения, и каждому требуется свое время для освоения навыков.
  2. Следование определенным правилам поведения, например, размещение предметов на свои места после использования.
  3. Самостоятельный выбор деятельности детьми и работа в интересующей их "зоне" в конкретный момент времени.
  4. Расположение всех предметов в игровой так, чтобы обучающиеся могли достичь и использовать их самостоятельно, при этом предметы доступны только в единственном экземпляре.
  5. Упор на развитие мелкой моторики и чувств, так как это способствует развитию интеллекта и памяти.
  6. Педагог второстепенен; цель состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка и содействовать его развитию, избегая наставлений.
  7. Разделение игрового пространства на отдельные зоны, специально организованные для обучения. Пространство должно быть светлым, просторным и спокойным, с материалами, способствующими развитию разных навыков.
  8. Группы учеников в садах Монтессори разноуровневые, что позволяет детям развивать лидерские качества и взаимопомощь. В рамках этой системы дети учатся легче и с увлечением, в своем темпе, без напряжения и соревновательности. Что развивает их любознательность, самостоятельность и инициативность на уроках. Обучаясь по методу Монтессори, ученики становятся значительно самостоятельнее и успешнее справляются с повседневными заботами, эффективнее планируют свободное время и с уважением относятся к потребностям окружающих.

Что такое обучение даёт детям?

Проведенные в 2006 году исследования, опубликованные в одном популярном, американском издании, подтверждают эффективность метода. В ходе этого исследования были изучены 53 испытуемых школы Монтессори в США. Дети были разделены на две возрастные группы: от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет.  Оценка учеников была по нескольким показателям. В результате учёные пришли к выводу, что ребята, обучающиеся по этой системе, превосходили своих сверстников из разных школ и показали более высокие математические результаты и преуспели в грамотности.

Плюсы и минусы системы Монтессори

У педагогической методики Монтессори есть свои достоинства и недостатки. Одним из главных преимуществ является возможность обучения не принуждая ребенка, а вызывая интерес и радость, ведь каждый ребенок занимается выбранным видом деятельности по собственному желанию. Многочисленные исследования, в том числе публикация в издании Science, в 2006 году, подтверждают эффективность методики Монтессори. Дети, которые прошли обучение в садах и школах Монтессори, отличаются от других ребят уважением к окружающим, легкостью в общении, самостоятельностью. Однако, у методики Монтессори есть и некоторые недостатки и это вызывает опасения у родителей. В частности, отмечается недостаточное внимание к развитию творческих способностей и физическому развитию. Монтессори сконцентрирована на развитии интеллектуальных способностей, что может привести к нехватке других аспектов развития. Еще одним недостатком является возможное затруднение при адаптации к обычной школьной среде из-за формирования у детей самостоятельного мышления и отсутствия традиционной структуры уроков. В садах Монтессори нет ролевых игр, что также вызывает некоторое недовольство у родителей, так как ребята учатся играть совместно, чем договариваться. Также в методике Монтессори отсутствуют отметки и строгая обучающая программа, что может быть проблемой для некоторых родителей.

Кому подойдет система Монтессори

Монтессори больше подходит для детей, которым необходим индивидуальный подход, для тех, кто предпочитает заниматься в собственном ритме. Дети, проявляющие любопытство, являются индивидуалистами с развитыми коммуникативными навыками, самостоятельные и свободолюбивые, чувствуют себя комфортно в такой системе.Хотя методика Монтессори предоставляет множество преимуществ, она может быть сложной для некоторых категорий детей. Чрезмерно активные и неусидчивые дети могут испытывать трудности в рамках этой системы обучения. Кроме того, дети с проблемами в области социализации могут не найти себя в этой системе, поскольку она не предполагает большого количества общения между учениками. Это может способствовать усилению имеющихся сложностей во взаимодействии с другими детьми. Таким образом, несмотря на многочисленные преимущества методики, она может оказаться не самым подходящим выбором для определенной категории ребят. Для чрезмерно подвижных учеников и тех, кто испытывает трудности в социальном взаимодействии, данная методика может быть неэффективной. В таких случаях может потребоваться поиск альтернативных подходов к обучению, более соответствующих индивидуальным особенностям ребенка. Несмотря на недостатки, система продолжает оставаться популярной на протяжении многих лет. Преимущества подхода значительно превышают недостатки. Способность к обучению и самостоятельный взгляд на вещи являются ключевыми навыками, необходимыми для успешной адаптации в современном мире. Стоит отметить, что последователи Монтессори-подхода постоянно работают над усовершенствованием и адаптацией методики к современным реалиям. Внедряются новые обучающие материалы, разрабатываются эффективные способы интеграции физической активности и творческого самовыражения в учебный процесс. Это помогает сглаживать некоторые из указанных выше недостатков. Выбор метода обучения для ребенка - ответственное и непростое решение. Родителям необходимо тщательно изучить особенности различных педагогических систем, обсудить их с профессионалами, а также учесть индивидуальные потребности и склонности своего ребенка. Лишь в этом случае можно сделать оптимальный выбор, который поможет ребенку раскрыть свой потенциал и подготовиться к успешному будущему. В целом, методика Монтессори представляет собой ценное и прогрессивное направление в педагогике, заслуживающее серьезного изучения и творческого развития. Ее потенциал в формировании гармонично развитой личности, способной к самостоятельности и непрерывному обучению, делает ее все более актуальной и востребованной сегодня. Надеемся, что наш обзор данной методики был для вас информативным и поможет вам принять решение о выборе детского сада для вашего ребенка.

Контакты
+7(915) 254-53-52 enlapteva-mc@mail.ru Москва, 5-я Парковая дом 37а
Записаться